Житель зеленоградского округа Москвы Владимир Новиков стал, как рассказал сам автомобилист, свою трехлетнюю Mazda CX-5 обычно парковал на неохраняемой стоянке во дворе собственного дома. Так было и вечером 14 ноября, а на утро следующего дня Новиков обнаружил, что машины на месте не оказалось. Он немедленно вызвал сотрудников полиции, которые приехали к нему очень быстро и стали оформлять заявление об угоне.
Автомобилист надеялся, что иномарку получится вернуть, т.к. некоторое время назад он спрятал в ней старый сотовой телефон с функцией определения координат, который можно было отследить. Устройство он зашил в подголовнике.
«Приехала целая куча полицейских, я даже удивился, — рассказал Новиков. – Машин пять. МВД, ГИБДД. Потом на месте осталась женщина-следователь, с которой мы составляли бумаги. Я сразу сказал ей, что в Mazda есть телефон и его можно отследить. Но действовать нужно было быстро – на телефон могло прийти какое-нибудь сообщение или он мог вовсе разрядиться.
Она напрямую заявила, что ей все равно, где находится машина, ей главное заполнить бумаги. Я не стал спорить и в процессе оформления сам выяснил, где находится машина. Сигнал исходил из города Ржев Тверской области – примерно в 210 км от Зеленоградского района. Я снова стал настаивать на своем, предлагать записать номер телефона-мачка, запеленговать его. Но им это было не нужно – полицейские хотели лишь скорее отработать вызов на телефон «112» и быстрее уехать».
В итоге прошел час, автомобилист не выдержал, и сам решил поехать за своим автомобилем в сопровождении друга-полицейского, который вызвался ему помочь вне служебного времени.
«Следователь меня не отпускала, но сама ехать отказалась, — уточнил автомобилист. – В Ржеве мы провели целый день, пытались найти машину, но сигнал постоянно сбивался и определить точное местонахождение не получалось. На следующий день я поехал туда уже со специалистом по сотовой связи с оборудованием, позволяющим запеленговать телефон. Тогда же я понял, что произошло: мобильный телефон ловил сигналы от трех телефонных вышек, поэтому и «скакали» его точные координаты в радиусе 2-3 км. Казалось, что машина постоянно в движении. Но это было не так.
Мы смогли определить участок, где постоянно переключались сигналы: он оказался ровно посередине огромного гаражного кооператива. Я позвонил в УВД по Тверской области, но там мне сказали, что розыском автомобиля должна заниматься группа розыска, а не потерпевшие, и повесили трубку».
Вернувшись вечером домой, Новиков снова решил проверить, что происходит с его машиной – оказалось, что она была в движении. Его Mazda CX-5 ехала уже по трассе М9 в сторону границы с Белоруссией.
На этот раз мужчина понял, что бросаться в погоню уже не может и сообщил на горячую линию управления МВД сначала Тверской, а потом и Псковской областей, а также в службу «112» о том, что знает, где едет его машина. Но и эти обращения оказались безрезультатными.
«Машина ехала 3,5 часа по прямой федеральной трассе. Я звонил в «112», говорил, где и когда будет проезжать мой автомобиль. Потому что, когда машина едет по трассе, погрешность минимальная. Помощи не было никакой, кто-то из полицейских предположил, что автомобиль будет уже на других номерах. Но разве это причина для отказа – мы знаем, что это за модель, где она проедет, можно объявить план «Перехват» и отловить угонщиков, а автомобиль определить по номеру ВИН. В конечном итоге благодаря бездействию сотрудников органов мой автомобиль находится уже за пределами России – она пересекла границу с Белоруссией».
Спустя неделю после угона, по словам Новикова, он не получал новых звонков от следователя, как и документов об этом происшествии. Однако помочь бумаги ему вряд ли смогут: от угона машина застрахована не была, поскольку мужчина решил, что порядка 90 тыс. рублей на страховку в год платить не готов.
Автомобилист уверен – полицейским просто было лень выезжать на место и искать машину, кроме того, он считает, что гаражный кооператив, где прятали его машину, хорошо известен сотрудникам местной полиции. Он не исключил, что местные полицейские могли просто «крышевать» банду угонщиков, и поэтому не стали разбираться с его случаем.
В настоящее время Новиков написал несколько жалоб на бездействие сотрудников полиции в различные ведомства, включая прокуратуру. Но реакции правоохранительных органов пока не последовало. Был направлен запрос в МВД России по Москве, где пообещали в течение недели разобраться с ситуаций в Зеленограде, а по работе полиции в Пскове и Ржеве в ведомстве посоветовали обращаться в МВД России, куда также был направлен запрос. Ответов пока не поступило.
Юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов заявил, что в ситуации, в которой оказался владелец угнанной машины план действий может быть только один – собирать большую компанию друзей и самим спасать автомобиль. По его словам, это совершенно законные действия по защите своего имущества. Что касается реакции сотрудников полиции на произошедшее, то юрист считает, что они вполне могут подходить под определение «незаконное бездействие», но доказать это будет практически невозможно.
«Если в полиции не хотят ничего делать, они этого делать и не будут, причину, почему так получилось, они найдут. — Формально заявление о возбуждении уголовного дела рассматривается три дня, а максимальный срок увеличен до месяца. Если дело не возбуждено, полиции формально трудно что-либо сделать: ведь машина не числится похищенной, ее нет в базе угонов.
Но при этом еще на стадии доследственной проверки ничто не мешает им приехать вместе с собственником автомобиля на место, где, по его предположению, находится его имущество.
Ведь проверка для того и проводится, чтобы удостовериться в том, что, в нашем случае, автомобиль находится в руках третьих лиц. Правда, в законе не прописаны пошагово действия оперативных работников. Общая формулировка такая: они должны сделать все необходимое, чтобы преступление было раскрыто и имущество было возвращено его владельцу. Чтобы оправдать свое бездействие у них есть множество отговорок — не было людей, машин, более важные дела.
Но если человек знает, что его машина едет по трассе, понимает, где и в какое время она проедет, полицейские должны отреагировать и останавливать все автомобили этой марки, даже если машину могли и перекрасить, и сменить на ней номера».
Далее история имеет продолжение
Автомобиль Владимира, пересекший границу России в направлении Белоруссии, местные милиционеры после обращения жителя зеленоградского округа Москвы нашли практически сразу – в течение 12 часов после обращения.
Об этом рассказал сам Владимир Новиков, который недоумевает – почему этого не смогли сделать наши полицейские, хотя он несколько раз сообщал им координаты, где находится его автомобиль и отслеживал его перемещения сначала из Зеленоградского округа в Ржев, затем в Тверь, а потом и до границы с Белоруссией.
«Поскольку после моего заявления в полицию еще от 15 ноября ничего не происходило, а я точно знал, что машина – в Белоруссии, я обратился в местную милицию, — сказал Новиков.
Да, я использовал связи, мне посоветовали нужного человека в милиции, к кому обращаться, но сути это не меняет. Они сделали все оперативно. Сразу запросили номер телефона-маячка, спросили, что за оператор, как долго может еще работать телефон, и нашли машину – действовали сами, без моей помощи. При этом наши полицейские даже отказывались записывать этот номер».
Как рассказал автовладелец, его машина теперь находится на спецстоянке – никаких видимых повреждений на ней нет.
«Ребята сработали очень хорошо, сказали, чтобы теперь я разбирался с нашими полицейскими в плане возврата автомобилей, потому что это, к сожалению, сопряжено бумажной волокитой. Я не смогу ездить на машине, пока в России не закроют уголовное дело. Для этого нашим следователями нужно будет отправить официальное письмо в милицию Белоруссии о получении правовой помощи. Но они ведь могут и не торопиться, тянуть до последнего дня, хотя белорусы уверяют, что отвечают на такие запросы оперативно. Нужно будет проводить новую экспертизу для подтверждения, что это машина моя, что номера не перебиты, что внутри мои вещи.
Для белорусов это день работы, а для наших – полгода. Ведь следователь связался со мной только через две недели после угона, когда поднялась волна в СМИ. Меня снова вызвали на допрос, и я снова рассказывал, как все произошло, больше с тех пор ничего не продвинулось».
Известный адвокат Марат Аманлиев в беседе с «Газетой.Ru» прокомментировал ситуацию так:
«В случае, когда автомобиль угнан недавно и есть примерные данные о том, где он может находиться, полицейские не должны ждать возбуждения уголовного дела, а в рамках доследственной проверки выезжать на место, проверить сведения, которые ему предоставляют, — прямая обязанность полиции.
– Но если полицейский откладывает проверку, а потом оказывается, что автомобиль действительно находился в месте, которое указывал владелец, а потом пропал, есть повод для возбуждения дела о халатности по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных полномочий, которое привело к существенному нарушению прав.
А говорить человеку, что он не имеет права сам искать свое имущество – глупость, у гражданина есть право на самозащиту своих прав и пресечение преступления. Кроме того, если в полицию сообщили о каком-то подозрительном гаражном кооперативе, где могут храниться угнанные автомобили, а они не отреагировали, то тем более нужно проводить проверку в отношении таких сотрудников правоохранительных органов».
Между тем, как заявили в пресс-службе МВД России по Москве, полицейские вовсе не бездействовали и отследили передвижение автомобиля до самой Белоруссии, а там связались с сотрудниками местной милиции и вместе с ними нашли злополучный автомобиль.
«За автомобилем следили наши оперативники, никакого бездействия с их стороны не было, — заявили в ведомстве. — Кроме того на днях при попытке кражи другого автомобиля Mazda CX-5 были задержаны несколько приезжих из Тверской области в возрасте от 25-ти до 47 лет, двое из которых ранее судимы. В их отношении возбуждены уголовные дела по ст. 30 УК России «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» и ст. 158 УК РФ «Кража». Устанавливается их причастность и к краже автомобиля Новикова».
Источник: «Газета.RU» (gazeta.ru/auto/2017/11/27_a_11011262.shtml)