«Спутники» и их реальная эффективность
Спутниковые поисково-охранные системы (СПОС) глушатся все! Их уязвимость перед «глушилками» колоссальна – в руках угонщика эти нехитрые, в общем-то, радиоэлектронные устройства превращаются в настоящих «убийц» спутниковых охранных систем. С 2005 года «глушилки», а они же блокираторы сотовой связи, находятся в открытом доступе для любого человека. До этого момента продажа/покупка таких устройств была нелегальной и, соответственно, достать «глушилку» было непросто – либо заказывать у электронщиков-подпольщиков, либо ввозить контрабандой из заграницы. Так что мало кто из преступников имел подобные устройства, что и объясняет успехи СПОС в борьбе с угонами. Сейчас же Интернет просто пестрит сайтами, где подобную продукцию продают под видом устройств для защиты от промышленного шпионажа или подавителей сотовой связи в местах, где это необходимо: в концертных залах, театрах, храмах, студенческих аудиториях и т.п. Стоимость таких устройств начинается от 10 000 руб. (!), так что сегодня позволить себе простую «глушилку» может любой желающий.
Как работают «cпутники» и «глушилки»
В России действуют две спутниковые системы – всем знакомая американская GPS (Global Position Systems) и отечественная ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система). Для определения местоположения автомобиля рабочий блок спутниковой противоугонной системы должен быть на связи как минимум с тремя спутниками; чем их больше «видно», тем точнее определяется местоположение системы. Само вычисление координат происходит путем измерения расстояний от системы, установленной на автомобиле, до спутников путем обычных геометрических построений. Полученные таким образом координаты преобразуются в радиосигнал, который передается дальше на соответствующей радиочастоте, и уже на принимающем устройстве («диспетчер») окончательно преобразовываются в точку на электронной карте.
В зависимости от способа передачи данных спутниковые поисковые системы делятся на три типа
- По сотовой GSM-сети (наиболее распространенный тип): например, Цезарь Сателлит, CobraConnex, Автолокатор, Starcom и др. стандартно передают сигналы на GSM-частотах 900/1800 МГц с мощностью передатчика 1-2 Вт.
- По радиоволнам на специальных (выделенных) частотах: например, Arkan City и др. передает сигналы на собственной частоте (165 МГц) с мощностью передатчика 5-7 Вт.
- Комбинированные (Тип 1 + Тип 2): например, Arkan Satellite соединяют в себе первые два типа.
Принцип действия «глушилок» построен на создании активных помех (так называемых «шумов») на рабочих радиочастотах в радиусе действия рабочего блока (передатчика) спутниковой системы. Чтобы заглушить сигнал, исходящий от «спутника», необходимо всего лишь иметь специальное устройство, настроенное на нужную частоту (или соответствующий диапазон частот), с мощностью, превышающей мощность передатчика. В результате применения такой «глушилки» радиосигнал от рабочего блока спутниковой поисково-охранной системы автомобиля не пройдет, и ни о каком определении координат, а также о передаче каких-либо сигналов «диспетчеру» от системы речи идти не будет.
Уязвимость: насколько «глушилки» превосходят «спутники»
Самые простые блокираторы беспроводной связи, например, ЛГШ-715 будут иметь на выходе мощность не менее 30 Вт, а диапазон рабочих частот – от 400 до 2000 МГц (как раз перекрывает обе рабочие частоты (900/1800 МГц) спутниковой системы с GSM-каналом связи). При такой мощности они обладают небольшими габаритами и весом (ЛГШ-715 не более обычного ноутбука по размерам и весит всего 3 кг). И все это удовольствие будет стоить в пределах 50 000 руб., что, разумеется, для профессионального автоугонщика деньги несерьезные.
Блокиратор беспроводной связи ЛГШ-715 способен наглухо перекрыть каналы GSM связи, по которым «спутник» передает данные диспетчеру.
Аппаратура посолидней, например, Пелена-8У имеет мощность не менее 90 Вт и намного более широкий диапазон действия (от 20 до 3500 МГц). Здесь никакая собственная частота «спутника» не поможет – она гарантированно попадает в диапазон действия блокиратора! Такое оборудование весит уже около 15 кг, но также является переносным – выполняется в виде специального чемодана. Цена, конечно, будет уже выше – около 500 000 руб., но, согласитесь, и эта сумма ничтожна в сравнение с деньгами, вырученными с угона нескольких автомобилей премиум-класса.
Мощная «глушилка» Пелена 8У стоит около полумиллиона рублей, но у профессиональных угонщиков эти затраты быстро окупаются.
Для наглядного примера технического превосходства «глушилок» см. график:
Как защитить автомобиль от угона
Мы убедились, что заглушить любой «спутник» – не проблема. Что же делать? Самый грамотный подход – это превратить спутниковую поисково-охранную систему в поисково-охранный комплекс, т.е. установить дополнительные противоугонные системы. Прежде всего, это комбинация «иммобилайзер-секретка» (например, Spirit или Prizrak) и замок капота (например, Defen.Time, Megalock и пр.).
Как это работает?
Стандартный алгоритм работы любого угонщика
- Скрытно попасть в салон автомобиля
- Завести двигатель
- Уехать
Чтобы усложнить задачу угонщикам нужно из поисково-охранной системы сделать поисково-охранный комплекс
Дополнительный иммобилайзер-секретка блокирует двигатель, разрывая цепь питания с помощью специальных микровыключателей (реле блокировок), которые всегда устанавливаются в подкапотном пространстве. Для того чтобы завести двигатель, угонщику придется найти место, где установлено реле, и соединить цепь напрямую. Замок капота, в свою очередь, заблокирует угонщику доступ в подкапотное пространство, и, соответственно, возможность быстрого устранения иммобилайзера. А время для угонщика стоит на первом месте, т.к. при включении злоумышленником «глушилки» диспетчеру в мониторинговую компанию поступает сигнал о потере связи с объектом, диспетчер оповещает владельца и направляет к месту нахождения автомобиля группу быстрого реагирования. Обычно это занимает 10-15 минут. Угонщики это прекрасно знают, поэтому если после включения блокиратора связи угонщик не может быстро завести двигатель и уехать, он просто оставляет автомобиль и скрывается, оставаясь без «улова».