С 1 января 2017 года наше государство обязало всех автопроизводителей устанавливать на выпускаемые автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Разговоры и постепенное внедрение начались давно, сначала должны были в обязательном порядке быть оснащены новые автомобили, точнее абсолютно новые на российском рынке, которые впервые проходят сертификацию ОТТС (одобрение типа транспортного средства), т.е. которые у нас по России вообще не ездили. Это нововведение реализовано с 2015 года, затем с начала 2016 года установить систему ГЛОНАСС обязали всех перевозчиков – и пассажирских, и тех, кто перевозит любые грузы, даже мусоровозы.
А вот с этого года на любом транспортном средстве обязательно должен стоять терминал ЭРА-ГЛОНАСС, без него вы даже не получите техпаспорт, причем даже на автомобили, ввезенные из-за рубежа.
Итак, что же это за ЭРА и зачем все это нужно?
Система ЭРА-ГЛОНАСС – это спутниковый модуль, прежде всего, определяющий местоположение. Он принимает и передает сигналы со спутников (и ГЛОНАСС, и GPS) и базовых станций сотовой связи. В модуле установлена сим-карта, которая может использовать любую доступную сеть (к проекту подключены операторы МТС, Мегафон, Билайн, они обязаны бесплатно обслуживать вызовы «Эры»).
В модуле имеется тревожная кнопка, микрофон, динамик, акселерометр, датчик срабатывания подушек безопасности). Этот модуль устанавливается в салоне автомобиля и при аварийной ситуации водитель (или пассажир) может нажать на тревожную кнопку и связаться с Call-центром для вызова экстренной помощи, или же сообщение о ДТП отправится автоматически при срабатывании подушек безопасности, столкновении или перевороте.
Также, помимо координат местоположения, будут переданы данные об автомобиле (марка/модель, VIN, цвет), о скорости и величине ударных перегрузок.
Цели, конечно, благие (или нам так их представляют). Все это сделано-придумано для того, чтобы экстренные службы оперативнее реагировали на ДТП, что должно понизить смертность на дорогах. Конечно, это актуально, ведь, по статистике, 56% пострадавших в ДТП погибают только из-за не оказанной во время медицинской помощи.
Сообщается также, что планируется передать контроль над этой системой от Минтранса АО ГЛОНАСС, которое получит право оказывать дополнительные платные услуги (вызов эвакуатора, аварийного комиссара и что еще только можно придумать). В свою очередь АО ГЛОНАСС выстраивает бизнес-стратегию, направленную на поисково-охранные услуги, мониторинг и сферу страхования, где страховщик будет выставлять индивидуальный тариф из расчета манеры езды.
До сих все сказанное выглядит крайне положительным и обязательно необходимым. НО есть и обратная сторона медали.
Это момент сертификации оборудованных автомобилей. Сначала испытание проходит бортовая радиоэлектроника на соответствие 11 госстандартам, включая тесты на электромагнитную совместимость, виброустойчивость, защиту от пыли и влаги и качество звука. Одновременно нужно получить сертификаты на систему менеджмента качества «ISO 9001» для заводов, на которых производится комплектующие для «Эры».
И только потом на испытания отправляется сам автомобиль с установленным оборудованием. В случае с легковушками для получения ОТТС необходимо пройти два краш-теста (фронтальный и боковой по правилам ЕЭК ООН №№94 и 95), в ходе которых проверяют, послан ли автоматический сигнал оповещения.
На начало октября 2016 сертификацией радиоэлектроники для «Эры» занимались только две фирмы: «Связь-Cертификат» в Москве и НИИ Радио с лабораторией в Севастополе. Зарубежные сертификаты они не признают, и при этом услуги фирмы «Связь-Cертификат» стоят для автопроизводителей примерно 180 тысяч евро (13 млн рублей по нынешнему курсу), а с учетом возможных доводочных испытаний сумма может доходить и до 250 тысяч евро. На цене, конечно, сказались вложения в зарубежное испытательное оборудование, но все равно: сертификация электроники для «Эры» оказалась в два с половиной раза дороже, чем последующая сертификация самого автомобиля вместе с программой краш-тестов!
Автопроизводители, которые сами взялись за разработку системы, платят на каждой из стадий — плюс издержки на разбитые при испытаниях машины. Причем если для автомобилей без «Эры» в зачет традиционно принимаются результаты заводских краш-тестов или испытаний, проведенных в авторизованных независимых лабораториях, то автомобили с «Эрой» необходимо разбивать только в России — и только на автополигоне НАМИ (Научно-исследовательский центр по испытаниям автомототехники и комплектующих изделий).
Сэкономить можно, если, например, использовать готовый покупной комплекс, но пока сертифицированный комплект «под ключ» есть лишь у пермской фирмы «Форт Телеком». К тому же для импортных легковых автомобилей это не выход: они должны оснащаться автоматической «Эрой», установленной на конвейере «материнского» завода.
Отсюда, собственно, и вытекает, что автопроизводители, конечно, поднимут цены на свою продукцию, чтобы окупить все вложения в сертификацию. И если цены на массовые легковые авто бюджетного класса останутся почти без изменений – вырастут примерно на 2%, то на автомобили люкс-класса удорожание будет измеряться в сотнях тысяч рублей. А для экзотических редко встречающихся автомобилей цены взлетят, как минимум, в 2 (а то и больше) раза.
Поэтому для многих автопроизводителей необходимость таких вложений вообще ставит под большой вопрос смысл продаж тех или иных моделей, а то и вообще всей марки на российском рынке.
И подводя итоги. Вроде как должна снизиться смертность, но с другой стороны, на скорость приезда скорой помощи и на действия врачей «Эра» никак не влияет. Зато импортозамещение (а на деле искусственное завышение спроса) в действии – на автомобилях АвтоВАЗа ЭРА-ГЛОНАСС уже устанавливается, значит, к продажам готовы, а вот из иностранных производителей – пока никто. Так вот, был выбор у автолюбителей, а теперь практически отсутствует.
ЗАЧЕМ НУЖНА ЭРА-ГЛОНАСС?
18 января 2017 11:08
// Обзоры противоугонных систем и дополнительного оборудования
С 1 января 2017 года наше государство обязало всех автопроизводителей, торгующих в России, устанавливать на выпускаемые автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС. Напоминаем, что 1 января 2017 года уже 17 дней как закончилось, и что? Читаем здесь про очередной "проект века" на многострадальном российском авторынке и почему из-за этой кнопочки, возможно, мы вскоре лишимся еще каких-то марок на рынке.