Стандартные цифры «про угоны», фигурирующие в данных ГИБДД – это количество автомобилей той или иной марки/модели, угнанные в данном регионе за определенный период (стандартно – 1 год). В общедоступной зоне интернета даже с этими данными есть проблемы, и надо изрядно попотеть, чтобы их раздобыть. За 2015 год «горячая двадцатка» для СПб выглядит так (по убыванию):
Однако насколько эти цифры отражают именно вероятность угона конкретной модели? Давайте прежде всего разберемся с самим понятием вероятность события. Вероятность события (любого) – это отношение состоявшихся событий ко всем попыткам. Предположим, перед нами куча разных монет, мы 100 раз берем случайную монету и подкидываем. Если монета 45 раз легла решкой вверх – значит, вероятность выпадения решки 45%. Однако в данном случае все совсем просто – у нас всего 2 учитываемых параметра монеты – решка и орел. Если же, например, мы начинаем учитывать достоинство монеты, становится несколько сложнее – например, в итоге выяснится, что мы 60 раз взяли монету по 10 руб. и 40 раз по 5 руб., причем 10-рублевые монеты легли решкой вверх 24 раз, а 5-рублевые – 21 раз. Всего решка по-прежнему выпала 45 раз из 100, общая вероятность по-прежнему 45%, но в группе 10-рублевых монет она составит 24/60=40%, а в группе 5-рублевых – 21/40=52,5%. Т.е. получится, что 10-рублевки реже ложатся решкой вверх, а 5-рублевки – чаще (по крайней мере, в рамках данного эксперимента). Важно ли это? Важно, если нам важно достоинство испытываемых монет. А если мы теперь начнем учитывать еще и год выпуска монет? А если еще и разделим каким-нибудь образом их, например, на затертые и незатертые? Наши вероятности начнут плодиться в геометрической прогрессии, и их важность будет строго определяться важностью соответствующих характеристик монет, которые их (вероятности) «породили».
Переходя от монет к автомобилям, можно сделать очень важный вывод: ВЕРОЯТНОСТЕЙ УГОНА МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО, их количество определяется количеством характеристик рассматриваемых автомобилей. И чем более важны эти характеристики, тем более важны соответствующие вероятности. Автомобили определенной марки можно делить, на самом деле, на массу категорий: модель, год выпуска, модификация, рестайлинговая версия, объем и тип двигателя, тип КПП и т.д., и т.п. Однако получить статистику угонов, учитывающих все эти параметры, не представляется возможным, поэтому сосредоточимся на основных: марка, модель, год выпуска.
Какие вероятности угона мы можем рассмотреть? Прежде всего, нам надо учесть год выпуска конкретной модели – и действительно: покупателю годовалого Toyota Land Cruiser за 3,5 млн. руб. и покупателю 5-летнего TLC за 1,8 млн. надо бояться, что ли, одинаково? Нет – первых в год в СПб угоняют 27 штук, а вторых – 4, что и понятно – угонщиков в первую очередь интересуют «свежие» машины, подержанные идут только на запчасти, причем с учетом их реального износа.
Поэтому, первый вид вероятности, который нас будет интересовать – это т.н. общая вероятность угона в возрастной группе (О.В.).
Общая вероятность угона в возрастной группе (О.В.) = отношение числа угнанных а/м данной модели к общему числу а/м данной модели, стоящих на учете, с распределением по годам выпуска.
Обычно многочисленные автознатоки этой верооятностью (причем без распределения по годам выпуска!) и ограничиваются – просто делят «сколько всего угнали» на «сколько всего на учете», после чего для популярных бюджетных авто, возглавляющих рейтинги по числу угонов - Ford Focus, Hyundai Solaris и пр. (см. Таблицу 1) – всегда получаются малые числа из-за очень большого количества а/м данной модели, стоящих на учете. Из чего обычно и делается радостный вывод – мол, враки все, машины эти неугоноопасные, ничего с ними делать не надо и т.п. Расскажите это 526 человекам, лишившихся своих Ford Focus в 2015 году – они с вами, скорее всего, не согласятся.
Картину дополняет и проясняет второй основной вид вероятности угона, а именно локальная вероятность угона в возрастной группе (Л.В.)
Локальная вероятность угона в возрастной группе (Л.В.) = отношение числа угнанных а/м данной модели к общему числу всех угнанных а/м данного года выпуска.
Почему эта величина важна? Потому что команде угонщиков, вышедших на очередное дело, доступны не все 50 тыс. Ford Focus и 4,5 тыс. Toyota Land Cruiser, стоящие на учете в СПб, а некоторая их часть – выпадают машины, находящиеся в пути (до 1/3 всего парка!), находящиеся на охраняемых стоянках, в паркингах и гаражах, в опасных (людных, под видеокамерами и т.д.) или просто неудобных для угона местах, качественно защищенные от угона (еще 20-25%, хотя хотелось бы больше) и т.д., и т.п. Все эти многочисленные факторы точно учесть, разумеется, невозможно, но в итоге они отражаются именно в локальной вероятности – она показывает, какова вероятность того, что именно данная модель, а не другая будет выбрана очередной жертвой.
В итоге, делать общие выводы об угоноопасности а/м можно на основании анализа О.В.+Л.В., причем каждая величина рассматривается независимо от другой. Примерное соотношение вклада каждой величины в общую картину – 60/40, соответственно.
<1% - низкая угоноопасность,
1-3% - средняя угоноопасность,
3-5% - высокая угоноопасность,
>5% - максимальная угоноопасность.
Рекомендации для Л.В.:
<3% - низкая угоноопасность,
3-10% - средняя угоноопасность,
10-20% - высокая угоноопасность,
>20% - максимальная угоноопасность.
Посмотрим на конкретные цифры для Ford Focus, Toyota Land Cruiser, MB S-класс и Mazda CX-5 (данные по СПб на конец 2015 года):
Мы видим, что малобюджетный Фокус, возглавляющий все рейтинги по количеству угонов, по О.В. имеет среднюю угононопасность для а/м 2014-2010 г.в., причем пик угонов приходится на 2-4 летки (выход из гарантии, необходимость в з/ч), а не на новые а/м. При этом по Л.В. машина – чемпион, как и следовало ожидать – машины 2015-2013 г.в. относятся к категории средней угоноопасности, 2012-2008 (!!) г.в. – к категории высокой угоноопасности, еще более почтенные – тоже к средней, т.е. Фокус в любом случае требует соответствующей противоугонной защиты в профессиональном установочном центре. Ее стоимотсь вполне вписывается в известные 2% от страховой суммы (~15 тыс.руб.), но это делать необходимо, чтобы спать спокойно.
Что с премиум-классом? Л.В. для Toyota Land Cruiser указывает на среднюю угоноопасность для а/м 2015-2013 г.в. и низкую для более старых, но совершенно другая картина с О.В.: новый и 3-годовалый «Крузак» имеет высокую угоноопасность, годовалый – высокую, 2-годовалый – максимальную. Почему? Это связано и с «привыканием» угонщиков к новой модели, и с потребоностями в з/ч, и с заказами на угон – факторов на самом деле много.
Для MB S-класс и Mazda CX-5 цифры предельно красноречивы, оба а/м относятся к категории высокоугоноопасных по сумме параметров (особенно Мазда), но нельзя не отметить аболютное лидерство представительского «Мерса» 2014 и 2013 годов выпуска – 8,27% и 7,23% по О.В. впечатляет! Будьте осторожны, уважаемые владельцы этого прекрасного авто, ставьте надежные противоугонки и страхуйтесь у достойных страховщиков! Угонщики вас любят.